Последние новости
Выбрать место голосования можно буд...
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН работы Совета депу...
Набор социальных услуг - выбор сдел...

Последние объявления
10.10.2017 продам 3 к.кв.
09.10.2017 3-х комнатная квартира на Кингисепп...
09.10.2017 2-х комнатная квартира по цене 1-ко...

Последний номер газеты

№ 9 (811) Среда, 06 сентября

Автор Тема: История нашего края.Интересные находки.  (Прочитано 15149 раз)

Поделиться ссылкой на эту страницу:

Оффлайн ингрид

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1080
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Финно-угры и балты Северо-Запада
Алексей Аимин
Самые древние археологические находки наших мест имеют возраст не более 10 тысяч лет. Вначале, вслед за оленями сюда пришли протосаамы или как их по-иному именовали – лопари. Но вскоре протосаамы были оттеснены на территорию нынешней Мурманской области новыми племенами. Этими новопоселенцами были волосовские племена финно-угров (впоследствии емь, водь, чудь и корелы).
Они шли с Северного Урала и района Печоры, довольно быстро продвигаясь в сторону Скандинавии. Уже первые их следы обнаруженные в северо-западном регионе имеют солидный возраст. На Карельском перешейке в районе поселка Кузнечное не так давно найдена уникальная находка – разбитая фино-угорская лодка с остатками плетеных сетей из лыка. Как известно в это время здесь находился широкий пролив, соединяющий Ладогу с Балтикой. С помощью радиоуглеродного анализа возраст этой находки ученые определили довольно точно – 9200 лет.
Северные фино-угры сначала освоили лишь территорию Карелии и юго-восток Скандинавии. Позже, по мере формирования Балтийского моря и появления сухопутного пути между Финским заливом и Ладогой (4-5 тыс. лет назад), часть их стала смещаться к югу. Это были племена, именовавшиеся в славянских летописях водью и ижорой (самоназвания водьялайнен и карьялайнен). Восточнее и южнее от них располагалось множество других племен, которым славянами впоследствии было дано общее название – чудь.
Примерно тогда же около четырех тысячелетий назад в наши места стали подходить южные фино-угорские племена меря (мера). Они двигались со Среднего Поволжья и из черноземной зоны, там в это время наступила многовековая засуха. Меря расположились южнее своих северных собратьев, расселившись на Лужско-Плюсской возвышенности между Псковским озером и Ильменем. Там они и жили небольшими общинами по рекам и озерам почти тысячелетие. Скорее всего, археологические находки среднего и позднего неолита на берегах озер Меревского и Сяберо принадлежат именно им.
Однако после ухудшения климата, около 3000 лет назад, наметилось теперь уже новое направление их миграции – на восток. Правда была и еще одна существенная причина такого движения: к концу I тысячелетия до н.э., в Полужье и на территории Псковщины началось вытеснение мерянских племен новыми этносами шедшими с запада – балтами и славянами. Меря постепенно стали уходить в центральные районы России, и, в конце концов, часть из них вновь дошла до Среднего Поволжья.

При исследовании лужской топонимики нашлись гидронимы и топонимы, имеющие балтские корни. Могли ли они остаться в наших местах во время ухода балтов с севера несколько тысячелетий назад, об этом история умалчивает. С большей уверенностью можно утверждать их присутствие в Полужье в начале первого тысячелетия.
Видимо теснимые западными славянами, балты стали смещаться на восток. Уже тогда часть из них осела в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях, это подтверждается археологическими находками. Но основная масса балтов в наших краях не задержалась. Пройдя на юго-восток они обосновались в центре России, – в Московской, Смоленской и Калужской областях. Это было известное племя голядь жившее там до ХIII века, часто упоминавшаяся в летописных источниках как литва.
В XI-XIII веках, голядь стала главным врагом Киевского и Владимирского княжеств, мешая развитию их торговых связей, делая засады на дорогах и грабя торговые караваны. Боевые действия против голяди, вели и Суздальские и Черниговские и Смоленские князья. А московский князь Михаил Ярославич (Хоробрит), в 1248 году погиб в сражении с голядью на реке Протве.
Появление на Северо-Западе ильменских славян и кривичей, связано с военными конфликтами на территориях их бывшего проживания. Словене покинули свои места в пределах нынешней Венгрии и Словакии, уходя от аваров. Кривичи пришли сюда из центральных районов Польши, где велась постоянная и жестокая борьба за южное побережье Балтийского моря между западными славянами, германскими, датскими и скандинавскими племенами. На несколько веков раньше кривичей, оттуда же через наши земли прошли вятичи. Они проследовали через Литву Латвию, Новгородскую и Тверскую области. В последней, при археологических раскопках слоев II-V вв. были обнаружены следы зарубинецкой культуры, свойственной западным славянам центральной Европы.
Особняком в этом этническом ряду стоят эсты, происхождение которых до сих пор остается загадочным. Есть интересное предположение, что когда-то это было случайно оказавшееся на Балтийском побережье кельтское племя. Оно было отрезано от известного кельтского треугольника* в I тысячелетии до н.э., германскими и западно-славянскими племенами. По сохранившимся мифам мы узнаем, что главным богом у западных кельтов был Тевтасту. Так видимо, древние эстонцы называли сами себя и свою землю.  В булле Папы Григория IX призывающего Ливонский орден начать крестовый поход против Новгорода (1239 г.) говорится, что отпущение грехов крестоносцам будет дано за усмирение финнов-тавастов. Пришедшие на эстонскую территорию германцы, в целях закрепления за собой этой территории назвали себя по завоеванной земле тевтонцами. Тогда-то и образовался на территории Эстонии Тевтонский орден.
Вводящий в заблуждение историков финский язык эстов, видимо, был перенят у соседей, в период почти тысячелетнего окружения их финно-угорскими племенами. Но преобладающие в эстонских топонимах и гидронимах буквы „т“, „у“ и „ы“ (Таллинн, Тарту, Пярну, Пылтсамаа на реке Пыльтсамаа и др.) звучащие и в именах кельтских богов, является косвенным доказательством этой, оригинальной версии.
Узнать все племена и народности, которые могли пройти по нашим местам за последние тысячелетия, мы вряд ли сможем. Можно только представить общий принцип заселения какой-либо местности в древние времена. Известно, что в каждом племени был вооруженный костяк, прообраз дружины, двигавшийся впереди. Ну а сзади шли старики, семьи с малолетними детьми, больные. Бывали случаи, что кто-то отставал, останавливался, сохраняя надежду впоследствии догнать основное племя. Случались и межродовые конфликты, когда какой-то род отделялся, предпочитая жить самостоятельно. Все эти оседающие семьи и роды (обычно несколько десятков человек), имели миролюбивый характер, и с иноплеменниками, жившими в этих местах по соседству, не конфликтовали.
Таким образом, за несколько тысячелетий на Северо-западе и в Центральных районах России, сформировался разноплеменная этническая смесь. Может потому в сочинении историка VI века Иордана „Тетика“, где идет перечисление племен завоеванных и обложенных данью готским королем Германарихом, отчетливо читаются меря, мордва, весь, чудь и голядь, без каких-либо географических привязок.

Итак, в начале новой эры, территории Ленинградской, Псковской и Новгородской областей населяли финно-угорские племена водь, ижора, меря и чудь, с небольшими вкраплениями балтов, западных славян и эстов.
Водь и ижора, живут на своих исконных территориях до наших дней. Они пережили удары исторической судьбы и сохранили свои национальные особенности. О судьбе этих малых народов мне хочется рассказать подробнее.
Древнее племя водь занимало земли в устье реки Луги в нынешнем Кингисепском районе. Южная граница расселения води в Ленинградской области проходила около поселка Осьмино, а в Псковской в районе Гдова. Свободолюбие и верность традициям предков, сыграла роковую роль в истории этого народа. Даже в середине XVI в. новгородский епископ жалуется, что водь по-прежнему держится своих языческих верований и многовековых традиций.
Первое упоминание води в летописях зафиксировано в 1069 году, в описании нападении на Новгород. Тогда водская рать присоединилась к дружине Полоцкого князя. После поражения нападавших, в местах проживания води последовали карательные акции. Большой интерес к водским территориям был у католической церкви. Папа Александр III в своей булле конца XII в. упоминает язычников водской земли (pagani Watlandiane) как потенциальных католиков. В начале XIII века шведы и немцы силой пытались загнать вожан в католичество, что тоже сопровождалось жестокими мерами воздействия. После ледового побоища и изгнания захватчиков в 1242 году, уже Александр Невский публично казнил вожан примкнувших к войскам Тевтонского ордена.
Несмотря на то, что вожане после этого приняли православие, в 1255 г. папа римский назначает на карельские и водские земли своего епископа. Борьба за водь продолжалась и в средние века. Неоднократно на территории проживания води вторгались шведские и немецкие отряды. В 1440-е гг. немецкие рыцари увели с собой множество водских пленников, которых затем поселили в Курляндии.
В 1478 г. Московское великое княжество присоединило к себе Новгород. Тогда же в 1484 и 1488 гг. большое количество води было силой вывезено в центральные районы России, а на их место переселили русских. Однако, при всем при том было оставлено древнее новгородское деление земель на пять административных единиц, одна из них по-прежнему называлась „Водская (Вотская) пятина“.
 С 1610 года на протяжении почти целого столетия Водская земля была частью Швеции. Из-за насильственного обращения в протестантство и жесткого налогового бремени многие вожане убегали в Россию. На их место шведы поселяли финнов из Юго-Восточной Финляндии, исповедовавших евангелистскую веру. Через сто лет в годы Северной войны (1700-1721 гг.) значительное количество води, по указанию Петра I было выслано в Казань.
Но на этом злоключения этого народа не закончились. Вторая мировая война также способствовала последующему сокращению численности. При отступлении немецких войск водь, финны-ингерманландцы и ижорцы, были эвакуированы в Финляндию. Возвращавшихся после войны на свои земли, советские власти расстреливали. Лишь после 1956 г. небольшие группы представителей этого маленького народа, смогли вновь вернуться на родину, но в их домах уже давно жили русские семьи.
Можно предположить, что такое „внимание“ к этому небольшому народу было вызвано не его численностью а территорией его проживания, почти тысячелетие находящейся в –приграничных землях не только по географическому, но и по религиозному принципу. Сегодня, у нас имеются такие статистические данные, по численности води:
1848 - 5148 чел.
1917 - прибл. 1000 чел.
1926 - 705 чел.
1942 - 300-500 чел.
1959 - прибл. 50 чел. (владеют родным языком - 70%)
1982 - 66 чел.
1989 - 62 чел. (владеют родным языком - 50%)
Вот такая грустная история этого небольшого и гордого народа. Гонения, репрессии и переселения привели к его фактическому исчезновению.
Восточнее води, на южном побережье Финского залива и по Неве проживало еще одна небольшая финно-угорская народность – ижора. Южной границей его обитания в наших местах было озеро Вялье. История этого народа сходна с историей води. Но гонения, репрессии и переселения коснулись их в меньшей мере. Возможно, это связано с тем, что ижорцы с самого начала были союзниками славян и предпочитали мирное сосуществование с русичами. По летописным свидетельствам в 1240 году их воевода Пелгусий своевременно сообщил князю Александру Ярославичу о прибытии на Неву шведской флотилии, а затем сам с отрядом ижорских воинов участвовал в невской битве. Некоторые историки связывают название деревни Пелково Лужского района с этим известным ижорским именем. Вполне возможно с народом ижора связано и названия реки Оредеж (в древней транскрипции Аредеж). Дело в том, что истоки рек Ижора и Оредежа  находились поблизости, хотя реки текли совершенно в разные стороны. В топонимике довольно часто встречаются словесные „перевертыши“ и потому Ижора могла легко перевернуться в Аредеж. Сейчас народность ижора также находится на грани исчезновения.
Что касается чуди, самого загадочного из финно-угорских племен, обретавших на востоке Ленинградской и севере Новгородской областей, то с приходом славян, они ушли из наших мест, сначала в Вологодскую и Архангельскую области, а в средние века еще дальше – на Средний Урал, где и пропали. С исчезновением чуди связано множество легенд и преданий. Рассказывают о том, что это племя ни в какую не хотело принимать славянские законы и христианскую религию, и уходило от славян все дальше и дальше. До сих пор на Урале ходят легенды о том как „чудь ушла под землю“. Возможно, эти предания связаны с их языческим обрядом ритуального группового самоубийства, когда они сами себя хоронили заживо. Для нас такие антагонистические отношения чуди со славянами могут служить показателем больших различий существующими между северными финно-угорскими народами и южными.






Ивангородский форум


Оффлайн hartum

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 338
    • Просмотр профиля
Re: История нашего края.Интересные находки.
« Ответ #1 : 10 Августа 2011, 18:31:29 »
Много текста. Можно устать читая. Проще ссылку дать.

Оффлайн Саныч

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1486
    • Просмотр профиля
Re: История нашего края.Интересные находки.
« Ответ #2 : 10 Августа 2011, 18:44:51 »
Много текста. Можно устать читая. Проще ссылку дать.
А по ссылке усталость чувствовалась бы меньше?
Я, дочитал до конца. Спасибо Ингрид очень интересно.
Сколько вот в нас кровей намешено................, а по паспорту мы все Русские.

Оффлайн hartum

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 338
    • Просмотр профиля
Re: История нашего края.Интересные находки.
« Ответ #3 : 10 Августа 2011, 18:48:30 »
А по ссылке усталость чувствовалась бы меньше?
Я, дочитал до конца. Спасибо Ингрид очень интересно.
Сколько вот в нас кровей намешено................, а по паспорту мы все Русские.
Ну если она копировать научилась, то пусть научится название текста выделять, оформлять и т.п. А по ссылке если перейти то можно избежать всех этих недочетов, да еще небось и картинки есть. Тем более неизвестен источник откуда она это взяла, кто автор? Кто такой Алексей Аимин? Я например не знаю.

Оффлайн ингрид

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1080
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: История нашего края.Интересные находки.
« Ответ #4 : 10 Августа 2011, 20:46:57 »
Саныч,я рада что Вас тоже заинтересовала тема по истории нашего края.Будет очень хорошо если она пополнится интересными статьями ,надеюсь на это.Можно бесконечно долго обсуждать поблемы города ,но давайте вспомним в каком интересном месте мы живём ,здесь всё дышит историей.Меня ,например,очень интересует большой камень на поле,непростой камень,разбитый на две части.В нашем районе  много культовых камней,про некоторые достаточно подробно написано,а про наш нет никакой информации.

Оффлайн Nika

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2295
    • Просмотр профиля
Re: История нашего края.Интересные находки.
« Ответ #5 : 10 Августа 2011, 21:08:11 »
Меня , например,очень интересует большой камень на поле,непростой камень,разбитый на две части.В нашем районе  много культовых камней,про некоторые достаточно подробно написано,а про наш нет никакой информации.
Называется он почему-то "Чёртов камень", во всяком случае так он обозначен на карте. Ещё нашла, что некоторые камни так называют, потому, что на камнях есть углубления от пяток, будто на нём танцевали черти. Видимо и на нашем камне есть такие "пятки", раз он "Чёртов".
« Последнее редактирование: 10 Августа 2011, 21:17:46 от Nika »

Оффлайн ингрид

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1080
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: История нашего края.Интересные находки.
« Ответ #6 : 10 Августа 2011, 21:43:33 »
Спасибо,Nika. Название конечно не очень,но какое есть.Почитаю про эти камни ,может всё не так страшно. :)

Оффлайн ингрид

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1080
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: История нашего края.Интересные находки.
« Ответ #7 : 10 Августа 2011, 22:11:35 »
http://perpettum.narod.ru/fragmenti.htm


Здесь нашла много интересного о камнях,только про наш ничего...

Оффлайн ингрид

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1080
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: История нашего края.Интересные находки.
« Ответ #8 : 10 Августа 2011, 22:30:21 »
 Камень "Медведица"** расположен недалеко от Новгорода, в Ильменском Поозерье, и имеет характерные для культовых камней углубления полусферической формы (рис. 8). Он относится к разряду "нечистых". Как уже отмечалось, народные представления связывают с камнями этой группы черта, охраняющего богатство, а сами камни иногда называют Чертовыми. Камни с таким названием широко представлены на территории распространения культа. Они известны в Латвии (Уртанс 1988:12), Литве (Тагазепка 1958: 23, 32-34, 41, 48-52, 55) и Белоруссии (Мялешка 1928: 158, 171). В этой связи показательно, что в своей языческой функции, не ассимилированной христианством, Велес воспринимался в позднее время как нечистый, черт.
    Особый интерес представляют легенды, связанные с Чертовыми камнями. Их сюжет является общим для балто-славянского ареала и описывает конфликтную ситуацию, в которой черту противопоставлены такие персонажи как Перкунас или Перун, Илья. Так одна из литовских легенд рассказывает о черте, который сидел на камне, шил туфли и точил косы ***. Это очень раздражало Перкунаса, который ударил в камень и расколол его на две части. С тех пор черт на камне не показывался (Тагазепка 1958: 50). По народным представлениям, черту не страшны христианские святые, но он очень боится Перуна, который в былые времена часто бил чертей, сидящих на камне.
               

Тут немного говорится о названии.

Оффлайн ингрид

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1080
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: История нашего края.Интересные находки.
« Ответ #9 : 10 Августа 2011, 23:01:33 »

Антон Платов Мегалиты Русской равнины.


21. Укко-киви (Петровский камень) Ломоносовский район, Ленинградская область
Расколотый на три части валун лежит на третьей горе Дудергофской возвышенности — горе Кирхгоф. Гора Кирхгоф стоит несколько в стороне от Ореховой и Вороньей, и издавна имела особый статус: старое финское название горы — «мельканмяки» («холм мертвых») — наводит на мысль о древней традиции хоронить здесь умерших. В XVIII в. на горе была возведена кирха, которая стала известна под именем Кирхгоф (фин. Кирккомяки — «церковный холм»). Камень расположен недалеко от старинного кладбища и остатков дома пастора. Среди населения окрестных деревень до сих пор сохранились названия этого камня — Петровский камень (д. Пудость) [29], Укко-киви (д. Ретселя) [30]. Первое название, скорее всего, относится к пласту легенд, связанных с деятельностью царя Петра Великого. Подобные предания широко распространены в Ленинградской области, где даже возведение некоторых древних сопок порой приписывают царю Петру (как, например, у д. Петровская горка в Лужском районе [31]).

Второе название — Укко — киви — оказывается более информативным. Укко — древний бог-громовник финно-угорского пантеона, аналог славянского Перуна. Несомненно, что это название камня является отголоском преданий об этом валуне как о Гром-камне т. е. камне, расколотом «ударом грома». Культ расколотых камней широко распространен в мире, фиксируется он у индейцев Северной Америки (где известны гром-камни — thunder stones), в Лапландии (расколотые почитаемые сейды [32]), на Британских островах (камень «Молящиеся руки Мэри»). Камням, пораженным «громом» (т. е. молнией в современном понимании), часто приписывались волшебные свойства. По одним преданиям, на них таким образом указывал небесный бог, по другим — молниями бог (или св. Илья-пророк) поражал чертей, пытавшихся спрятаться в камнях. Так с подобным камнем в Латвии, валуном Капседе, связана легенда о том, что этот камень черт похитил при строительстве замка Перкунаса (балтский аналог Перуна), и бог-громовник поразил молнией черта вместе с украденным им камнем.

В северо-западном регионе России наиболее известен Гром-камень из Лахтинского болота, ставший ныне основанием Медного Всадника в Санкт-Петербурге. По сохранившимся сведениям, часть этого камня была отбита ударом грома [33]. Само название местности Конная Лахта, в окрестностях которой и был изъят валун для памятника, возможно, также происходит от имени Укко — Укконен-лахти («залив Укко»). В окрестностях Петербурга известен и еще один Гром-камень — крупный расколотый валун на берегу залива в Ольгино. Другое название ольгинского Гром-камня — Рантакиви, «береговой валун».



Кроме собственно камня заслуживает внимания и окружающая его местность — рядом находится идеально вписанная в ландшафт огромная котловина с удивительной акустикой, которая у финнов являлась местом сакральным [34]. Другое название горы Кирхгоф — Лысая гора — подчеркивает ее отличие от заросших лесом вершин Ореховой и Вороньей гор. Подобные лысые горы еще в XIX веке использовались местным населением для празднования Ивана Купалы (финский аналог — Юханнус), когда на таких горах жгли лагунки — особым образом разведенные большие костры (называвшиеся у финнов «кокко»). Для подобных обрядов выбирались не очень удаленные от населенных пунктов, но отделенные лесом или другими естественными преградами, не заросшие лесом возвышенности. Возможно, от таких языческих праздников, активно отмечаемых кое-где в Ленинградской области и сейчас, в древности и пошли легенды о шабашах на Лысых горах.


Оффлайн ингрид

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1080
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: История нашего края.Интересные находки.
« Ответ #10 : 22 Августа 2011, 23:18:54 »
Ижора
 Ольга Конькова



--------------------------------------------------------------------------------

"Их взгляды вобрали в себя камни, их голоса ушли в бесплодную землю, их слезы, смешавшись со стылой водой залива, придали ей слабый горьковатый вкус, их кровь проступает на закате багровым цветом на стволах искривленных прибрежных сосен. Я хочу, чтобы все знали: земля, на которой мы сейчас живем, по которой ходим, не замечая ее древней силы и не осознавая ее глубинной памяти, - это ижорская земля. Для многих она стала родиной, каждый нашел или находит в ней что-то свое, пронзительное - острый стальной изгиб реки, податливую мягкость хвои на влекущей в детство глухой лесной тропинке, тысячеоттеночную сжатость серого цвета петербургского двора и многое другое, личное и потаенное. Но если бы эти реки, дороги и камни сумели прорваться через мучительный порог безголосья, мы бы услышали мягкую, похожую на движение предвечерней воды ижорскую речь". Автор этих строк - координатор ижорского национального движения этнограф Ольга Игоревна Конькова, рассказывает о прошлом и настоящем этого народа, волею судьбы связанного с историей нашего города.

Мы почти не знаем, на какой земле живем. Не в смысле ее местонахождения или статуса. Я говорю о ее почти бесконечном прошлом. Всегда политически выгодная и потому распространенная история об основании Санкт-Петербурга на почти пустынных болотистых берегах Невы сформировала у обывателя представление, что исходной точкой отсчета петербургского "локального" времени является лишь начало ХVIII века. Где-то далеко, в стороне, в невероятном отрыве от сегодняшних дней стоят Северная Русь и Ладога (тогда еще не "Старая"), Новгородское государство и события Новгородской поры. Память о них служит достойным основанием для "русской" предыстории Петербурга. При этом особый мир, издавна существовавший и поныне рядом существующий, исключен из системы обычных исторических представлений. Наивный, но жесткий в своей очевидности эксперимент: спросите любого, кто такие аборигены Америки, и вам абсолютно каждый расскажет об индейцах, гуронах и апачах, вигвамах и скво, об охоте на бизонов и перьях орла над гордым профилем вождя, о вероломстве "белых братьев" и резервациях. А теперь спросите, кто такие аборигены петербургской земли. Вы слышите ответ? Я - нет.

Мы отторгаем глубочайший по древности и исключительный по культуре мир коренных народов этой земли. И этот мир, почти не замечаемый и потому не понятый, понемногу уходит от нас. Народы, чье прошлое безмерно, народы, о которых говорили средневековые папские послания и древнерусские летописи, народы, насчитывавшие и в лучшие свои годы всего тысячи, но претерпевшие столь много, исчезают. И это, увы, уже не предотвратить. Конечно. Вся история мировой цивилизации - это исчезновение одних народов, формирование других, и опять череда исчезновений и появлений. Но одно дело - народы, порой полумифические из-за своей отдаленности в пространстве и во времени - и совсем другое - живущие рядом и исчезающие на твоих глазах. Это сравнимо с осознанием смерти: понятно, что она неизбежна для всех, но не тогда, когда дело касается твоих близких.




НЕМНОГО ОФИЦИАЛЬНОЙ ИСТОРИИ

В Ленинградской области, на южном берегу Финского залива, между Нарвой и Ломоносовым, и ныне живет прибалтийско-финский народ - ижора. Ижора, наряду с водью, - древнейшее население северо-западных земель. Недавние антропологические исследования показали, что основу этого народа составили доиндоевропейские и дофинноугорские племена, т.е. предками ижоры были самые первые люди, начавшие свою многотрудную жизнь на земле от прилужских болот до лемболовских озер. Во второй половине ХII века ижора впервые упоминается в булле папы Александра III, где говорится о язычниках "инграх", которые полстолетия спустя уже признавались в Европе сильным и опасным народом. И эти опасения были обоснованными: согласно русским летописям, ижора с ХIII века выступает вместе с новгородцами в военных столкновениях со шведами, финским племенем Емь и ливонскими рыцарями. Так, в общеизвестном летописном сказании о невской битве князя Александра со шведами в 1240 году говорится, что именно "старейшина в земле Ижерстей, именем Пелгусий (или Пелгуй)" предупредил новгородцев о подходе шведских кораблей. А уже с 1270 года ижорские земли вошли в состав новгородской "волости". В Скандинавии и Прибалтике часто весь Северо-Запад называли Ингардией (это как бы "Ижория") или Ингерманландией. Последнее название - от ижорских слов "ингерин маа" (что значит "ижорская земля") и шведского "ланд" ("земля", "провинция"). Когда в 1611 году Швеция овладела этой территорией, то за ней окончательно закрепилось название "Ингерманландия". В ХVIII веке "ижорян" насчитывалось около 14,5 тысяч, в конце XIX века - более 20 тысяч.

ТРОСТНИКОВАЯ СВИРЕЛЬ

Сколько песен можно запомнить за всю свою жизнь? Обычные люди знают десятки, талантливые - сотни. А какой эпитет подобрать человеку, знавшему их более тысячи? Звали ее Ларин Параске, в девичестве - Параскева Никитична Никитина. Она родилась в 1833 году в деревне Мякиенкюля прихода Лемпаала (по-русски - Лемболово) на территории нынешнего Всеволожского района. Ей повезло - она выросла на Ижорской земле, где древних песен было больше, чем камней на маленьких крестьянских полях. Ведь ее народ - ижоры, чья численность никогда не превышала 20 тысяч человек, сохранил более 125 тысяч песен! В ижорских деревнях пели почти все. Но она превзошла всех. От нее записано 1152 песни, 1750 пословиц, 336 загадок, множество причитаний. Она знала более 32 тысяч стихов!

У нее была просто фантастическая память и невероятный талант. В любую старинную песню она вносила что-то свое, ее импровизационный дар завораживал всех. Она придумывала песни сама и вкладывала в них всю свою тихую радость и огромную боль.

Жизнь Ларин Параске была тяжела и многотрудна, но ее голос пел чисто и прекрасно, как "руокопилли", как тростниковая свирель. Это был забытый нами голос народа, который первым пришел на эти земли много тысяч лет назад.

На могиле Ларин Параске, умершей одинокой и всеми забытой, в 1904 году были выбиты слова:


Приносил мне песни ветер,
Ледяной порыв весенний,
Их ко мне толкало море,
Гнали их морские волны.



МОРЕ, ПАРУСА И ЗАСТЫВШИЕ ПТИЦЫ

Ижоры издавна занимались морским рыболовством, этот промысел тяжел, опасен и требует огромной выдержки. Вероятно, поэтому ижоры были более хладнокровными и спокойными, чем соседние народы. Праздники свои они отмечали "без шуму и ссоры…и если явится кто шумной или бранчливый, то тащат в воду и окунят, чтоб был смирен". Ижоры были храбры и преданы своей культуре, а также христианской вере, еще в средневековье заимствованной у русских. До наших дней дошли традиционные черты ижорского характера: удивительное трудолюбие и стойкость, гостеприимство и сдержанная доброта. Нельзя умолчать об исключительной привязанности ижор к родным местам, гордости за свою землю.



Великолепна была и старинная ижорская одежда, привлекавшая всех своей красотой и необычностью. Она украшалась бисером, жемчугом и раковинами "каури" (их привозили с берегов Индийского океана!). Особенно нарядным был головной убор "саппано". Он был вышит золотыми и разноцветными нитями, и имел длинный, доходящий до пят узорчатый хвост. Когда женщина шла по берегу моря или по высоким холмам, ветер раздувал "саппано", как парус. Паруса рыбацких "лайб" на синем море, паруса женских "саппано" под синим небом и узкая золотистая полоса прибрежного песка между ними - это и была ижорская земля.

 

Необычны были и ижорские дома. Поразительное сочетание черного от копоти, "бархатного" потолка и желто-медовых стен, мебели и деревянной посуды производили чарующее, сказочное впечатление. Порой оно усиливалось и внешним видом дома: соломенные крыши сверху прижимались длинными жердями, верхние концы которых, перекрещенные над гребнем крыши, были оформлены в виде птичьих голов и носили название "харакат" (т.е., "сороки"). Вечерами на фоне заката ряды парных птичьих голов четко вырисовывались над каждым домом.

ДВАДЦАТЫЙ ВЕК

Двадцатый век принес ижорам мало радости и много бед. Хотя в конце 1920-х - начале 1930-х годов можно было надеяться на лучшее - ведь тогда были созданы первые ижорские школы и учебники, ижорские сельсоветы и рыбацкие кооперативы. Ижорский язык учили в ленинградских институтах. Ветер с залива еще раздувал необычные головные уборы ижорских женщин и разносил повсюду великолепные древние ижорские песни. Но затем все изменилось. В декабре 1937 года все ижорские школы были закрыты, учебники изъяты, учителя арестованы. В 1943 году ижоры были вывезены в Финляндию в качестве рабочей силы. По возвращении в СССР путь в родные деревни был закрыт. В конце 50-х годов с мест высылки вернулись далеко не все. Именно в это время появилась "этническая скрытность" ижор, когда многие утаивали свое ижорские происхождение и, по возможности, в паспортах записывались русскими.

Последняя перепись населения насчитала лишь 449 ижор по всей нашей огромной стране. В наши дни их всего 176 человек. Живут они, в основном, в деревнях Сойкинского полуострова и нижнего течения реки Луги. К северу от Невы, на родине Ларин Параске, ижор давно уже нет. Последний старик, помнивший ижорскую речь, когда-то звучавшую в оредежских деревнях Новинка. Чаща, Озерешно, Тарасино, умер в 1983 году. Не звучат более ижорские песни и в окрестностях Соснового Бора, а ведь там, по берегам реки Коваши (Хевааха) когда-то пелись древнейшие калевальские руны о сотворении мира из яйца утки, о ковке свода неба и создании солнца.

Школ, где преподавали бы родной язык, у ижор нет, книг и газет нет и подавно. На ижорском языке говорят лишь пожилые люди. Молодые языка не знают. Но есть музей в поселке Вистино на Сойкинском полуострове в Кингисеппском районе.

ИЖОРСКИЙ МУЗЕЙ

Идея создания Ижорского музея возникла еще в конце 80-х годов, когда стало понятно, что только музей способен поддержать память исчезающего народа. Ситуация на то время была уникальной: сам народ решил создать музей собственной культуры как средство самосохранения.

В 1992 году местный рыболовецкий колхоз "Балтика" в поселке Вистино отдал будущему музею деревянное здание бывшей начальной школы. И мы начали "делать" музей.

Мы - это местная жительница Наталья Чаевская (ныне - прекрасный директор, стараниями которой держится весь музей), Михаил Сметанин (в то время сотрудник областной Дирекции музеев), художник Владимир Зернов и я. Какое это было прекрасное время! Когда создавать можно было все: от деревянных рамок до идей вторичной фольклоризации ижор! Появилась реальная возможность "выплаты долга" своему народу.




Вспоминаю десятки пыльных чердаков, темные, затянутые паутиной чуланы, порой даже подозрительно выглядевшие свалки на окраинах огородов. И посеревшие бочки, и рассохшиеся кадки, и съежившиеся сапоги, и старые пыльные одежды, и развешанные на балках запутанные сети, и многое-многое другое.

"Можно? - А зачем? - В музей. - А кому это надо? - Вам. - А зачем? Это никому не надо". Так было вначале.

1 октября 1993 года музей открылся. Люди шли и не узнавали ни свои, казалось, прежде ненужные вещи, ни своих отцов и прабабок, устало смотревших на них со старых фотографий, не понимая, что их давнее прошлое велико, а недавнее - прекрасно. Я видела, как менялись их лица, а потом и мысли. Ещё в 80-х годах ответом на вопрос о национальности обычно служили слова: "Отец у меня, к сожалению, ижор, мать - тоже ижорка, но я - русская!" теперь же слово "ижор" начинало звучать с гордостью. Такого результата я не ожидала: я видела своими глазами возникновение национального самоуважения. Один небольшой сельский музей (пусть даже очень хороший - это не мои слова), тысяча старых вещей и фотографий изменили статус народа.

НАШИ ДНИ

В 1994 году на волне перестроечного национального подъема было создано объединение ижор Сойкинского полуострова "Шойкула". Вера в себя, радость этнического самоутверждения и надежда на многократно и отовсюду обещанную государственную поддержку делали свое дело. Члены общества регулярно собирались. Вспоминали язык и строили планы. Тем более, что Сойкинский полуостров и устье Луги попали в сферу федерального строительства: проект создания Усть-Лужского порта включал в себя и программу культурного возрождения ижор (я сама ее неоднократно писала), и программу исследования археологических памятников ижоры, и другое подобное. Закончилось как обычно: порт и все сопутствующее строят, все "ижорские" планы забыты. Эти и многие другие внешние "обломы" привели к печальным результатам: к потере "внешней" значимости, когда люди стали понимать, что их национальные идеи нужны только для поддержания чужих проектов. Были потери и "внутренние". Очевидный антимарксистский ответ на вопрос о роли личности в истории здесь приобрел явный вид: без лидера с определенной стратегической программой национального движения этого национального движения не будет. А программа должна включать в себя и культурную работу на местах (иначе как научить народ уважать себя), и обязательную работу с молодежью (иначе вся национальная жизнь закончится с уходом стариков), и "фандрайзинг" (по-русски говоря, поиск средств на различные проекты), и создание местных экономических структур (иначе как обычный сельский мужик поймет, что быть ижором хорошо?). Кроме того, для такой программы нужны профессионалы, хорошо образованные национальные кадры, причем с национальной, а не с личной экономической идеей в голове. А время было трудное, рыболовецкий колхоз почти разорился. Музей удалось сохранить благодаря его директору и переходу под крыло отдела культуры Кингисеппской администрации. Почти вся национальная жизнь сойкинских ижор стала заключаться в музее: там все еще собирались ижорские старики. Но все реже и реже и все в меньшем числе.

Правда, еще пели, Просуществовала года два великолепная песенная девичья группа (к счастью, одна девушка, воспитанная ижорской бабкой, знала родной язык). Как они пели! Но не было "раскрутки", кроме того, девушки имеют обычай выходить замуж и рожать детей. При этом песни отодвигаются. Есть и вторая попытка: в клубе деревни Логи тоже вспомнили и запели. Хоть и одетые в псевдорусские костюмы, поют красиво, в районе их любят, но настоящей поддержки нет.

УМИРАЕТ ЛИ НАДЕЖДА?

Старики уходят в уже забытую ими ижорскую страну мертвых Калму. Ижорский язык как культурный слой древнего исчезнувшего царства, отложенный в кое-где сохранившихся ижорских учебниках 30-х годов, в ученых статьях и словарях, лишь изредка золотой пылью взлетает над ижорскими деревнями. Ижорские песни разучивают как высочайшие образцы древнего финского пения в Академии Сибелиуса в Финляндии, но их уже не слышно на прибрежных холмах. Кажется, все, как песок, уходит сквозь пальцы. Но есть хорошее присловье: "Смерть не все берет, лишь свое берет".

Что она взяла, мы знаем. А что не взяла? Не взяла страсть человека к самопознанию, вечное стремление многих ответить на вопрос: кто я? Откуда? И зачем живу? Не взяла порой чрезмерную страсть к самоопределению, потому что всегда это самоопределение дает устойчивость и внутреннюю силу. Потому что мы хватаемся за наше прошлое, как единственно достоверное.

Создано весной этого года Объединение ижор и финнов в Усть-Луге. Создаются ижорские общества в Сосновом Бору и Петербурге. Собирается новое поколение. Почти не знающее язык, почти не помнящее своей истории, почти не умеющее жить, как народ. Откуда идет эта вторая национальная волна, волна "потомков"?

Спросите себя, изменилась ли бы ваша жизнь, стали бы вы иначе думать и оценивать свои и чужие поступки, если бы узнали, к примеру, что вы - прямой потомок царя? Я думаю, все изменилось бы колоссально: вы бы иначе стали смотреть на себя в зеркало, у вас стала бы другая походка, вы бы ходили в музеи и всматривались в потускневшие лица императоров, и вы бы стремились изменить что-то в вашей по-новому бесценной жизни.

Это важно - знать, что прошлое твоего рода велико. Отблеск этой славы светится и на твоем лице. Нам необходимо знать, кто стоит за нашей спиной, чья многовековая мудрость и талант случайно (а, может, и нет) сконцентрировалась в нас. Мы ищем своего царя. Мы ищем ижору внутри нас.






Оффлайн Nika

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2295
    • Просмотр профиля
Re: История нашего края.Интересные находки.
« Ответ #11 : 22 Августа 2011, 23:29:47 »

Это важно - знать, что прошлое твоего рода велико. Отблеск этой славы светится и на твоем лице. Нам необходимо знать, кто стоит за нашей спиной, чья многовековая мудрость и талант случайно (а, может, и нет) сконцентрировалась в нас.
Это конечно очень важно, но сейчас из наших голов стараются "выбить" последнюю память о нашем прошлом или исковеркать до неузнаваемости.

Оффлайн ингрид

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1080
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: История нашего края.Интересные находки.
« Ответ #12 : 22 Августа 2011, 23:33:59 »
ну вот и давайте интересоваться сами,делиться информацией :)

Оффлайн Коржилов В.Н.

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6553
  • Гвардия СССР
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: История нашего края.Интересные находки.
« Ответ #13 : 23 Августа 2011, 09:23:41 »
Насчёт Таллина, как эстонского названия - очень спорно. Сами эстонцы говорят, что это датская крепость, где буква "Д", эстами заменена на "Т", что им удобнее. Но тогда название города должно быть "Датлинн". Ноесли взять города с названием "линии" вместо слова гшород или крепость, то мы выделим в первую очередь Берлин, Таллин, Землин. 2 из этих городов (Берлин и Землин) - славянские. Если восстановить Д, вместо эстонского "Т", то получим корень "даль". То есть, то что Новгородцы и Псковичи называли Колыванью или Коловеном западные (ружские) славяне называли Дальней крепостью или Даллином.

Эсты не строили городов и не занимались ремесленным делом, а города называли те, кто их создавал. "Тарту" - это эстонская переделка немецкого названия  "Dorpat, Dörpt". Нам же следует называть этот город так, как называли его наши предки - Юрьев.

За нашу Советскую Родину!
http://vk.com/sovinformburo

Оффлайн ингрид

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1080
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: История нашего края.Интересные находки.
« Ответ #14 : 23 Августа 2011, 13:07:33 »

Названия Tallinn точно произошло от эстонского языка, хотя первоначальное значение этого слова – предмет научных дебатов. Скорее всего, это название происходит от «Таани-Линн», что означает «Датский замок, город» ,тк с 1219 по 1346 год Таллинн находился под властью датской короны. Однако название также вполне может происходить от «tali-linna» («зимний замок, город»), или "talu-linna" («дом, усадьба-замок»). Суффикс -linna означает то же самое, что и русский -град или немецкий –burg – вначале означавший «крепость», а сейчас использующийся для формирования названий городов.
Шведы и немцы называли его Rtval ,по названию уезда Рявала,а русские в древности- Колывань (от Калев - герой древнего эстонского эпоса),и,во времена Российской империи- Ревель.

Ивангородский форум

Re: История нашего края.Интересные находки.
« Ответ #14 : 23 Августа 2011, 13:07:33 »

 

Похожие темы

  Тема / Автор Ответов Последний ответ
58 Ответов
27936 Просмотров
Последний ответ 25 Ноября 2009, 10:41:45
от Тарапулька
27 Ответов
12698 Просмотров
Последний ответ 04 Января 2013, 11:05:33
от Гарант
90 Ответов
12974 Просмотров
Последний ответ 18 Апреля 2012, 20:42:10
от Коржилов В.Н.
18 Ответов
7593 Просмотров
Последний ответ 13 Августа 2012, 10:10:22
от Воевода





В интернет-магазине Mimoplay Вы можете купить настольные игры по привлекательной цене